Муниципальное образование
«Дятьковский район»
242600, Брянская обл., г.Дятьково, ул.Ленина, д.141а

ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

29.08.2019

Памятка о мерах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

Скачать


ОТДЕЛ ОПЕКИ,  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА,  ПО СОЦИАЛЬНЫМ  ВОПРОСАМ И ДЕМОГРАФИИ  АДМИНИСТРАЦИИ ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА

Валяева Наталья Афанасьевна – начальник отдела.

Телефон 8 (48333) 3 70 78.

СПЕЦИАЛИСТЫ ОТДЕЛА:

Горбунова Светлана Владимировна – старший инспектор отдела; основные направления  деятельности:

- усыновление, приемная семья, установление опеки над гражданами, признанными недееспособными в судебном порядке;

Захарова Ирина Александровна – старший инспектор отдела; основные направления деятельности:

- устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных граждан;

- определение порядка общения родителей с детьми;

Сироткина Елена Васильевна – старший инспектор отдела; основные направления деятельности:

- опека и попечительство над детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Телефон специалистов отдела: 8 (48333) 3 24 22.

Приемные дни: понедельник, среда, четверг – с 9.00 до 13.00  с 14.00  до 17.00 часов;

Неприемные дни: вторник, пятница.

Отдел опеки, попечительства, по социальным вопросам и демографии администрации Дятьковского района выполняет функции по выявлению, учету и устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Дятьковском районе ежегодно выявляется более 35 детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть этих детей устраивается на воспитание в семьи граждан: под усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью.

В настоящее время более 200 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях, 35 детей данной категории - в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

УСЫНОВЛЕНИЕ

 Усыновление – является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приобретает все права и обязанности родного.

  • Тайна усыновления охраняется законом.
  • Усыновление производится в судебном порядке.
  • Усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке, не допускается.

Кандидатами в усыновители могут быть совершеннолетние граждане, которые:

  • не лишались родительских прав;
  • не признаны  недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • не отстранялись от обязанностей опекуна;
  • не имеют судимости;
  • не имеют заболеваний, не позволяющих усыновить ребенка (перечень заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542);
  • имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам;
  • имеют доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум.

Документы, необходимые для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители:

  • заявление о постановке на учет;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении лиц, не состоящих в браке;
  • свидетельство о заключении брака;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья (действительно  6  месяцев);
  • документ из органов  УВД об отсутствии судимости;
  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности;
  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате за 12 месяцев;
  • справка о прохождении обучения в центре психолого-медико-социального сопровождения Дятьковского района; 
  • акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный органом опеки и попечительства;
  • автобиография.

 На основании данных документов орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности (невозможности)  быть усыновителем (в течение 15 рабочих дней).

Заключение о возможности  быть усыновителем (действительно в течение 2 лет)  является основанием для постановки на учет.

В случае отрицательного заключения, заявителю возвращаются его документы, и разъясняется порядок обжалования решения в судебном порядке.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту его (их) нахождения.

Кандидаты в усыновители имеют право:

  • получить подробную информацию о ребенке и сведения о его родственниках;
  • обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Плюсы усыновления:

  • позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;
  • сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста;
  • возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, изменить имя, отчество, и в некоторых случаях, дату рождения.

Минусы усыновления:

  • оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается решением суда;
  • не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Внимание!

Гражданам РФ, усыновившим ребенка (детей) выплачивается единовременное пособие в размере 16 759,09  рублей.  

Дополнительное единовременное пособие при усыновлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплачивается в размере 15 тысяч рублей, а при усыновлении ребенка-инвалида – в размере 10 000 рублей (постановление администрации Брянской области от 05.042010 года № 322).

Дополнительную информацию об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью Вы можете получить в отделе опеки, попечительства, по социальным вопросам и демографии администрации Дятьковского района по адресу: г. Дятьково, ул. Ленина, дом 141-А,  1 этаж , кабинеты 5, 6.  

Телефон  3 24 22.

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) 

Опека (попечительство) – устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него.

Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

  •  не лишались (не ограничивались) родительских прав;
  • не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
  • не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542);
  • имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Кандидат в опекуны (попечители) предоставляет:

  • медицинское заключение о своем состоянии здоровья;
  • документы, подтверждающие наличие жилья, соответствующего санитарно-техническим нормам;  
  • характеристики с места работы и жительства;
  • подтверждает согласие членов своей семьи на принятие ребенка под опеку (попечительство).

Орган опеки и попечительства выясняет мнение ребенка, проводит обследование условий проживания кандидата в опекуны (попечители).

На основании предоставленных документов принимается решение об установлении опеки (попечительства) либо об отказе.

В случае отрицательного решения заявителю возвращаются его документы и разъясняется порядок обжалования.

Опека (попечительство) устанавливается на территории муниципального   района постановлением администрации Дятьковского района.

Ежемесячная выплата на содержание подопечного ребенка в возрасте до 6 лет составляет 6 593,00  рублей , в возрасте от 6 до 18 лет – 7416,00  рублей.

Дети, переданные на воспитание под опеку (попечительство), пользуются всеми льготами, установленными законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: за ними сохраняется право на алименты, пенсии, право на закрепленное жилое помещение и др.

Плюсы опеки: 

  • опека оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда; 
  • на опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;
  • менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий. 

Минусы опеки: 

  • ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;
  • нет тайны передачи ребенка под опеку и возможны контакты с кровными родственниками ребенка;
  • невозможно изменение фамилии и даты рождения ребенку. 

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ 

Приемная семья – форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемные родители – лица, (супруги или отдельные граждане), взявшие на воспитание в приемную семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Передача ребенка на воспитание в приемную семью осуществляется на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту жительства приемных родителей, в котором указывается размер оплаты труда (вознаграждения) приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, определяется срок, на который ребенок передается в приемную семью.

Ежемесячная выплата денежных средств на содержание приемных детей (ребенк)а в возрасте до 6 лет составляет  6 593,00  рублей , в возрасте от 6 до 18 лет – 7 416,00  рублей.

Ежемесячная  денежная выплата на вознаграждение  премным  родителям за воспитание 1 ребенка (на приемную семью в целом)  составляет  5 662, 00  рублей. За воспитание каждого последующего ребенка – 4 290,00 рублей.

Число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей не должно превышать 8 человек.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, образовании.

Создание приемной семьи не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений между приемными родителями и приемными детьми.

Образование приемной семьи:

1 шаг – лицам, желающим стать приемными родителями, необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего проживания;

2 шаг – подготовить необходимые документы для создания приемной семьи:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • характеристика с места работы;
  • автобиография;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной карточки) для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

3 шаг – орган опеки и попечительства подготавливает акт обследования условий проживания кандидатов в приемные родители и заключение о возможности быть приемными родителями на основании представленных документов (в течение 20 дней);

4 шаг – администрация учреждения, в котором находится ребенок, передаваемый в приемную семью, подготавливает документы на ребенка, в т. ч. согласие ребенка старше 10 лет;

5 шаг – заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Дети, переданные на воспитание в приемную семью, пользуются всеми льготами, установленными законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: за ними сохраняется право на алименты, пенсии, бесплатный проезд на транспорте, право на закрепленное жилое помещение или гарантия его предоставления и др.

Дополнительную информацию об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, Вы можете получить в отделе опеки,  попечительства, по социальным вопросам и демографии администрации Дятьковского района по адресу: г. Дятьково, ул. Ленина, дом 141-А.

Телефоны: 8 (48333) 3 70 78; 3 24 22. 

Если вы задумались о возможности принятия ребенка в свою семью, помните – это ответственное решение, не подходите к нему сгоряча, действуя только из жалости. Дети нуждаются в тепле, любви и уважении не единожды, а на протяжении всей жизни.

 

28.05.2019

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав».

Граждане Российской Федерации вступают в различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т. д.

Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности.

Если правоспособность граждан - способность иметь и нести гражданские права и обязанности, возникает в момент рождения и прекращается его биологической смертью, признается в равной мере за всеми гражданами. (Ст. 17 ГК РФ)

То дееспособность граждан - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, возникает в полном объеме лишь по достижению лицом определенного возраста. (Ст. 21ГК РФ)

Существует 4 категории дееспособности граждан:

  • полная дееспособность (наступает с 18 лет, в исключительных случаях с 16 лет);
  • частичная дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет);
  • частичная дееспособность малолетних детей (6-14 лет);
  • ограниченная дееспособность, в случае злоупотребления лицом спиртных напитков или наркотических средств, в результате чего лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Также законодательством предусматриваются случаи лишения дееспособности, если вследствие психического расстройства лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Такое лицо признается судом недееспособным.

Обладание лицом частичной, ограниченной дееспособности или отсутствие таковой предусматривает несостоятельность лица полностью самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В таких случаях государство, посредством органа опеки и попечительства, устанавливает опеку или попечительство с целью восполнить недостающую дееспособность таких лиц для обеспечения защиты их интересов.

«Под опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах».

«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением».

Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается над двумя категориями граждан:

  • над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);
  • гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

С помощью опеки, не обладающие дееспособностью лица, выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них, в их интересах, осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

Порядок осуществления попечительства санкционируется ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в отношении:

  • несовершеннолетних (14-18 лет);
  • граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
  • дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

В отличие от опеки, попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.

Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и попечительства, которые относятся к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.

«Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу», которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и т. д. После проверки и подтверждения данной информации, органы опеки и попечительства должны принять необходимые меры защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

В дальнейшем, после назначения опекуна или попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами или попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, уполномоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи.

«Задачи рассматриваемого института обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи»:

  • защита прав и интересов граждан – основная задача;
  • «обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство»;
  • «обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни»;
  • обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
  • обеспечение исполнительными органами опеки и попечительства возможности их максимального функционирования. Её исполнение состоит в финансировании, кадровой технической обеспеченности деятельности опеки и попечительства.

Важными являются основополагающие принципы организации его работы:

  • принцип добровольности, то есть «свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей»;
  • подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства посредством их надзорной (контрольной) функции;
  • обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;
  • государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулирование такой деятельности, к которой могут причисляться наделение таких лиц социальными льготами.

Основания для прекращения опеки и попечительства указываются в ст. 40 ГК РФ:

  • признания судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления, так как он может сам себя защищать, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав, по заявлению опекуна. Если такового не будет, опека может быть прекращена по инициативе органов опеки и попечительства;
  • признание судом отмены ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство может быть прекращено по просьбе органов опеки и попечительства;
  • достижения подопечным 14 лет - прекращение опеки и наступления попечительства;
  • достижение 18 лет, изменение семейно-правового статуса после вступления в брак, эмансипация или приобретение дееспособности. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится;
  • нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК.
  • смерти подопечного или его опекуна (попечителя).

Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей и порядок их назначения определяется Федеральным Законом « Об опеке и попечительстве», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и её субъектов.

«В соответствии со ст. 32 и 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. К тому же, попечитель в отличие от опеки – это некий контролер деятельности подопечного, а опекун полностью замещает своей деятельностью действия подопечного, связанные с созданием и осуществлением им своих прав и обязанностей». Попечитель не является представителем подопечного.

«Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Они действуют под контролем органов опеки и попечительства, которыми согласно п.1 ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления». Данные органы осуществляют выбор опекуна или попечителя для подопечного по определенным требованиям, которые закрепляются в ст.35 ГК РФ:

  • опекуном (попечителем) может быть только совершеннолетнее, полностью дееспособное лицо;
  • не может быть опекуном (попечителем) лицо, ранее дискредитировавшее себя как воспитатель: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои обязанности.

Опека (попечительство) устанавливается либо по месту жительства лица, подлежащего опеке и попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя) и осуществляется на безвозмездных началах.

Опека (попечительство) устанавливается на основе волеизъявления опекуна (попечителя), его личного заявления, так как «успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна (попечителя) заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу». Опекун и попечитель не могут быть назначены помимо их воли.

«Но это не означает автоматического назначения такого гражданина, поскольку при несоответствии его личных характеристик требованиям закона органа опеки и попечительства обоснованно отказывает установлении опеки (попечительства)».

Опекун (попечитель) выражает свое желание в исполнении опекунских (попечительских) обязанностях в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении его опекуном (попечителем). В течении одного месяца после решения суда о признании лица недееспособным или об ограничении его дееспособности орган опеки и попечительства должен назначить опекуна (попечителя) и если лицо, выразившее желание стать опекуном (попечителем) соответствует по характеристике требованиям, то оно назначается опекуном (попечителем). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

В случае, если в течение месячного срока опекун (попечитель) не назначен, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на орган опеки и попечителя, либо на соответствующее учреждение системы органов образования, здравоохранения, социальной защиты на полное государственное попечение навсегда или на какой-то срок.

В обязанности опекуна (попечителя) входит:

  • забота о содержании подопечного, обеспечение его потребностей (предоставление питания, одежду, уход, лечение);
  • защита прав и интересов подопечных (жилищные, наследственные);
  • в случае опеки над несовершеннолетними, то обязанности опекунов полностью совпадают с родительскими.
  • Однако достаточно большой объем полномочий опекунов (попечителей) может вызвать злоупотребление ими своих прав, поэтому в п. 3 ст. 37 ГК РФ закрепляется то, чего опекуны (попечители) делать не вправе:
  • совершать сделки со своими подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;
  • представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел.

Надзор (контроль) над опекунами (попечителями) подразумевает под собой отчетность опекуна (попечителя). Он ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Данный отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного.

Так же опекуны (попечители) несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством: отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного (возмещают убытки подопечному), несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 ГК РФ освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей возможно в следующих случаях:

  • возвращение несовершеннолетнего родителям или его усыновление, так как утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер.
  • При усыновлении подопечного опекуном (попечителем) не требует согласия родителя. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя);
  • наступление срока прекращения временной опеки, постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно;
  • при наличии уважительных причин: болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным, тогда подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.). Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей;
  • по просьбе самого опекуна (попечителя), но только при наличии уважительной причины, к примеру,  нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Беспричинно отказаться от выполнения своих обязанностей опекун (попечитель) не может.

Следует различать понятие «освобождения» и «отстранения» опекуна (попечителя) от своих обязанностей. В первом случае полностью прекращаются правоотношения, связывающие опекуна (попечителя) и его подопечного на основании его желании. Отстранение же не зависит от волеизъявления опекуна (попечителя), его намерений и планов. Так от своих обязанностей опекун (попечитель) может быть отстранен, если

использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. В таких случаях орган опеки и попечительства вправе направить все имеющиеся у него материалы в прокуратуру, опекун (попечитель) может быть привлечен к административной, а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности.

В случае прекращения опеки или попечительства, лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет о своих действиях. Договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Основанием установления опеки или попечительства над несовершеннолетними является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения (смерть родителей, лишение, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей и др).

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ), опекун полностью заменяет своих подопечных в имущественных отношениях, является его представителем в силу закона.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте 14 -18 лет, попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий.

Однако, в случае, если в установленный законом месячный срок, органы опеки и попечительства не находят лицо, изъявившее желание стать опекуном (попечителем), несовершеннолетние помещаются в воспитательные, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения на полное государственное обеспечение.

Лицо, до 18 лет признается законодательством, в силу своего возраста, частично дееспособным и имеет право осуществлять определенный вид сделок:

1) несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, (до 6 лет граждане признаются недееспособными), в соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ вправе самостоятельно совершать мелко-бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны, которые также несут всю имущественную ответственность за совершенные несовершеннолетними сделки.

2) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые в соответствии со ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы, искусства и иным результатом интеллектуальной деятельности, вносить и распоряжаться вкладами в кредитных учреждениях, а так же совершать все те сделки, что вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет. Иные сделки совершаются с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. За все совершенные сделки лица в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность.

Опека и попечительство носят особенный характер и отличаются от других видов опеки и попечительства по своим функциям – защита личных и имущественных прав подопечных, а также исполнение прав и обязанностей родителей (воспитание, содержание и образование детей). Поэтому опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком в одной семье.

Дети, находящиеся под опекой и попечительством сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка.

Прекращение опеки и попечительства происходит в следующих случаях:

1) при достижении ребенком определенного возраста:

  • при достижении 14 лет опека переходит в попечительство (п. 2 ст. 40 ГК РФ);
  • при достижении подопечным совершеннолетнего возраста;

объявление ребенка полностью дееспособным, в случае вступления в брак после 16 лет при наличии уважительной причины (п. 2 ст. 21 ГК РФ) или эмансипация (работа по трудовому договору, занятие предпринимательской деятельностью) (ст. 27 ГК РФ).

2) при освобождении от обязанностей опекуна или попечителя:

  • при возвращении несовершеннолетнего его родителям или его усыновление, так как утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер, но только в случае, если удовлетворение иска родителей.
  • При усыновлении подопечного опекуном (попечителем) не требует согласия родителя. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя);
  • по просьбе самого опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин (болезни, изменения имущественного положения и т.д.)

3) при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК РФ), если он исполняет их ненадлежащим образом, использует опеку (попечительство) в корыстных целях, оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи.

Установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие психического расстройства, он не может понимать значение своих действий или руководить ими. (ст. 29 ГК РФ)

В таком случае гражданин не вправе совершать никаких сделок, включая мелкие бытовые. Все сделки от его имени совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). В противном случае такие сделки признаются незаконными.

Решение о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства выносится судом, ссылаясь на оценку судебно-психиатрической экспертизы, которая производится на основании Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В соответствии с п. 3 ст. 5 данного закона ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.

Гражданин вправе обжаловать поставленный ему диагноз в суде. В таком случае назначается повторная экспертиза.

Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации подробно урегулирована процедура признания гражданина недееспособным. Дело может быть начато по заявлению членов его семьи, общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения в суде по месту жительства гражданина или по месту нахождения лечебного учреждения, где он пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

Судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию назначает судебно-психиатрическую экспертизу. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела. В судебном заседании участвуют: сам гражданин, если это возможно по состоянию его здоровья, члены его семьи, прокурор, представитель органа опеки и попечительства.

В случае признания гражданина недееспособным, суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними, решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

В случае если суд установит, что члены семьи, подавшие заявление в суд, действовали недобросовестно, суд взыскивает с них все судебные расходы.

Опека над недееспособным гражданами прекращается, в случае, если суд, по заявлению опекуна, членов семьи гражданина, общественных организаций, прокурора или органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы, выносит решение о признании выздоровевшего дееспособным.

Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

Попечительство над совершеннолетними гражданами устанавливается по решению суда в случае злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, в результате чего он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. (ст. 30 ГК РФ).

Закон уточняет, что злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, должно быть таким чрезмерным или систематическим, что входит в противоречие с интересами членов его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение. Ограничение дееспособности такого гражданина в первую очередь преследует цель защиты имущественных интересов семьи (супруга, совершеннолетних детей, родителей, других родственников). Признание гражданина хроническим алкоголиком или наркоманом не ставит возможность ограничения его дееспособности.

Порядок ограничения дееспособности определен в Гражданско-процессуальном Кодексом. Дело в судебном заседании рассматривается с обязательным участием гражданина, прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

В случае признания гражданина ограниченно дееспособным, «над ним устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица - попечителя - за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, однако, он вправе совершать одну категорию сделок, не спрашивая согласия, - мелкие бытовые сделки».

«Дееспособность такого гражданина не подвергается ограничению, и он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред»

Отмена попечительства производится судом по заявлению самого гражданина, его попечителя, общественной организации, прокурора, если отпали основания для ограничения дееспособности либо семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (развод, смерть, разделение семьи) и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание, либо вследствие заключения судебно-психиатрической экспертизы с обоснование выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного. 

Информационно – аналитическая справка по итогам работы органа опеки и попечительства  Дятьковского района за 2018 год

Общая информация 

Согласно статистическим данным в Дятьковском районе насчитывается 13 986 детей.

В  органе опеки и попечительства Дятьковского района на учете состоит:

  • 160 детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях, из них 28 детей имеют статус детей-сирот;
  • 35 граждан, признанных в установленном порядке недееспособными. 

Динамика выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2016 -2018 годы:

За отчетный период выявлено 24 ребенка категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2017 году – 22 ребенка, в 2016 году –20 детей).

Причинами, по которым дети остались без попечения родителей в 2018 году,  являются  следующие:

  • смерть родителей – 4 чел.; 
  • ограничение родительских прав в отношении детей – 9 чел.;
  • лишение родительских прав в отношении детей - 3 чел.;
  • нахождение  родителей в местах лишения свободы – 5  чел.;
  • нахождение родителей в розыске –  1 чел.;
  • передано под опеку (попечительство) по заявлению родителей –   2 детей.

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства

В работе по профилактике семейного неблагополучия  и профилактике социального сиротства органом опеки и попечительства   используются  «Методические рекомендации по организации работы  органами опеки и попечительства  по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства  в Брянской области», утвержденные приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 15.01.2015 г. № 7.

Количество семей, находящихся в социально опасном положении в разрезе по годам представляется следующим образом:

  • 2018 г. – 20 семей, в них 42 ребенка (0,3 % от общего количества детей);
  • 2017 г. –  43 семьи,  в них 98 детей (0,7 % от общего количества детей);
  • 2016 г. –  34 семьи, в них 80  детей (0,6 % от общего количества детей).

Всего за трехлетний период снято с учета 100 семей  (196 детей), в том числе  по улучшению ситуации 78  семей (150 детей).

В разрезе по годам картина представляется следующим образом:

  • 2018 г. – 45 семей (100 детей), из них 41 семья (91 ребенок) – по улучшению ситуации;
  • 2017 г. – 24 семьи (48 детей), из них 15 семей (26 детей) – по улучшению ситуации;
  • 2016 г. – 31 семья (48 детей), из них 22 семьи (33 ребенка) – по улучшению ситуации в семьях. 

Анализ деятельности в части касающейся свидетельствует о снижении количества учетных семей, находящихся в социально опасном положении на 47 % по сравнению с предыдущим 2017 годом и на 59 % по сравнению с 2016 годом.

Проведенная совместными усилиями профилактическая работа способствовала увеличению количества  снятых с учета семей по улучшению ситуации в 2018 году по сравнению с 2017 годом более чем в 1,5 раза.

В целях профилактики социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в 2018 году сотрудниками органа опеки и попечительства совместно с другими службами субъектов профилактики  проведено 859 рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, а также в замещающие семьи района, из них  360 посещений – в вечернее время. 

Динамика ограничения и лишения одного или обоих родителей родительских прав за период 2016 – 2018 годы 

Год

Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей

Число родителей, ограниченных в родительских правах/число детей, родители которых ограничены в родительских правах

Число родителей, лишенных родительских прав/число  детей, родители которых

лишены родительских прав

Число родителей, восстановленных в родительских правах

2016

19

4/5

 5/3

 -

2017

23

3/3

6/6

 -

2018

24

6/10

3/5

-

В 2018 году 6 граждан ограничены  в родительских правах в отношении 10 детей, 3 родителя  лишены родительских прав в отношении 5 детей.        

Анализ ситуации в области защиты прав детей свидетельствует о том, что количество лиц, лишенных родительских прав в 2018 году, сократилось по сравнению с 2017 годом на 50 %.

Вопрос о лишении родительских прав рассматривается в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. В соответствии с решением Дятьковского районного совета народных депутатов от 11 декабря 2015 года меры по лишению родительских прав принимаются после коллегиального обсуждения вопроса по оценке качества проведенной реабилитационной работы с конкретной семьей.

В 2018 году сведения  о детях, проживающих в семьях и находящихся в результате действий или бездействий родителей в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, не поступали, изъятия из семей по данным основаниям отсутствовали.

Работа разъяснительного характера проведена с 17 родителями из семей, находящихся в социально опасном положении.  Организована и продолжается реабилитационная работа с 6 родителями,  ограниченными в родительских правах,  им оказывается необходимая помощь с целью воссоединения детей с семьей.

С учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»,  в 2018 году в учреждения здравоохранения помещено 3 детей, из них у 1 ребенка изменился статус на оставшегося без родительского попечения ввиду ограничения  родительских  прав  единственного родителя – матери ребенка.

В отношении 2 детей продлены сроки пребывания в обозначенных учреждениях согласно заключенным соглашениям, принимая во внимание рекомендации  по оказанию квалифицированной медицинской помощи данным несовершеннолетним.

Профилактическая работа с родителями по возвращению данных детей в кровные семьи продолжается.

Все сигналы о жестоком обращении с детьми отслеживаются межведомственной  группой экстренного реагирования, созданной на основании распоряжения администрации Дятьковского района от 28 сентября 2018 года № 523-р.

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2016-2018 годах

Численность выявленных детей 2016/2017/2018 гг.

Устройство детей, выявленных в 2016/2017/2018 гг.

Процент семейного устройства 2016/2017/2018 гг.

20/22/24

 

 

 

 

95/91/82

Из них устроено:

 

Под опеку (попечительство)

9/10/5

Под опеку (попечительство) по заявлению родителей

1/5/2

В приемную семью

6/4/11

На усыновление (удочерение)

2/0/0

В организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  человек

1/2/4

Возвращены родителям

1/1/0

Примечание: в отношении 2 выявленных в 2018 году (20 декабря) детей ведется работа по их устройству.

Работа по сопровождению замещающих семей

По состоянию на 01.01.2019 года на территории  Дятьковского района проживает   27 приемных семей, в которых воспитывается 40 приемных детей, 43 усыновленных ребенка.

В 58 семьях опекунов (попечителей) находятся на воспитании 74 ребенка.

Сопровождение замещающих семей ведется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Дятьковского района от 30 марта 2016 года № 398.    

Органом опеки и попечительства   разработан и ведется журнал по сопровождению замещающих семей, в нем содержится необходимая информация о семьях, а также о проводимой работе с ними.

В рамках проведения работы по сопровождению замещающих семей в текущем году:

  • наблюдались у врача - психиатра – 4 н/л, находящихся на воспитании в замещающих семьях;
  • проведена работа психолога с 9 н/л, находящимися на воспитании в замещающих семьях;
  • проведена индивидуальная профилактическая работа по улучшению взаимопонимания между  замещающими родителями и подопечными детьми: 2 н/л и 4 приемных  родителя;
  • выдано направление в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дятьковского района – 2 опекунам (попечителям).

В муниципальном образовании, в ходе исполнения межведомственного комплекса дополнительных мер, направленных на совершенствование работы организаций и органов системы профилактики в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения их гибели и жестокого обращения с ними, на 2018 – 2020 года создан Совет замещающих семей в соответствии с  распоряжением администрации Дятьковского района от 23 ноября 2018 года № 649-р.

Практически все замещающие родители являются членами районного клуба «Школа приемного родителя».

Проведено 2  семинара  с опекунами (попечителями), приемными родителями.  На семинарах рассматривались вопросы  оздоровления, диспансеризации, касающиеся защиты гражданских, имущественных, жилищных прав детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях, профилактики   самовольных уходов, наркомании и табакокурения, суицидов, трудностей и конфликтов взаимодействия с детьми, оказывалась консультативная помощь в воспитании детей, в решении проблем, возникающих в процессе воспитания, 534 проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных граждан.

В январе 2018 года проведен запланированный обучающий семинар – практикум с замещающими родителями на тему: «Гармонизация детско – родительских отношений». В мае 2018 года – тренинг личностного роста (профилактика вредных привычек среди подопечных детей и замещающих родителей) 

Подготовку в МБУ «ЦППМ и СП» прошло 9 граждан, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Всего в 2018 году  поставлено на учет 20 семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, из них: в опекуны (попечители) – 12 кандидатов, в приемные родители – 7 кандидатов,  в усыновители – 1 кандидат. 

20 семей в 2018 году приняли детей на воспитание фактически.  

137 детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на базе  ГБУЗ «Дятьковская РБ им. В. А. Понизова» прошли ежегодную диспансеризацию (100 %).

27 подопечных оздоровились по бесплатным путевкам в оздоровительных лагерях и санаториях. 

За отчетный период замещающим семьям произведено выплат из федерального и областного бюджетов на общую сумму 39 063 809,76 рублей.

Постинтернатное сопровождение.

В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 19.08.2011 года № 764 «Об утверждении Положения о размерах, порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, а также на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,  предоставлены  денежные выплаты на общую сумму 415 000 тыс. руб., в т. ч. выплаты:

  • на приобретение строительных материалов для осуществления ремонта в 7 закрепленных жилых помещениях в объеме 103 500 рублей;
  • ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных услуг  на сумму 300 500 рублей;
  • на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот – 2 человека на общую сумму 11 000 рублей.

В 2018 году  согласно распоряжению администрации Дятьковского района от 02 октября 2014 года № 532-р проведено 82 проверки жилых помещений, предоставленных по договорам найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  на предмет использования их по назначению, обеспечения  сохранности сантехнического и иного оборудования, фактического проживания в них.

Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот

По состоянию на 01.01.2019 года список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,  насчитывает 102 человека.

Право на получение жилья реализовано у 108 человек, в том числе у 107 человек – по судебным решениям, у 1 – согласно списку.

Возникло право на получение жилья и не реализовано у  63 человек.

В  2018 году  включено в список 14 человек, исключено из списка 26  человек.

Общий объем субвенции, выделенной Дятьковскому муниципальному району на приобретение жилых помещений в 2018 году, составил 24 616 878, 00 рублей, что почти на 9 млн. руб. больше, чем в 2017 году, приобретено жилья на 62 % больше, 26 жилых помещений  в текущем году  против 16 – в прошлом году и 19 жилых помещений – в 2016 году. 

Практически все направляемые на муниципальный уровень финансовые средства расходовались на исполнение судебных решений.

В 2018 году все судебные решения в части предоставления данным гражданам жилых помещений,  исполнены.

Исполнение переданных гос. полномочий в отношении недееспособных граждан

Количество недееспособных граждан, проживающих в районе на 01.01.2019 года – 35 человек, все проживают с опекунами.

Принято участие в 9 судебных заседаниях по признанию 9 граждан недееспособными.

Проведено проверок условий жизни недееспособных граждан - 11.

 Участие в  акциях.

Орган опеки и попечительства принял участие в межведомственных акциях «Семья», «Подросток», благотворительных акциях  «Эстафета добрых дел», «Добро без границ», «Мы вместе».  Поддерживается тесная связь с волонтерами.

Ежегодно проходит профилактическая акция «Не пусти беду в дом» (в текущем году проходила в период с 17.09. по 17.12) , в ходе которой специалистами всех служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отрабатывается каждое учебное заведение района, где в обязательном порядке присутствуют на собрании замещающие родители конкретной школы. На них освещены следующие темы: «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Профилактика суицидального поведения детей, в том числе воспитывающихся в семьях граждан»,   «Оказание экстренной помощи по телефону доверия с единым всероссийским номером 8-800-2000-122», «Предупреждение бродяжничества и самовольных уходов», «Профилактика предупреждения курения, пьянства и наркомании» 

В 2018 году в СМИ опубликовано 7 статей по защите законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Погода

Наши коллеги

Ссылки

Яндекс.Метрика

© Муниципальное образование «Дятьковский район»
242600, Брянская обл., г.Дятьково, ул.Ленина, д.141а